Барышни в желтом. Была ли разрешена проституция во времена Российской Империи?
Закон на Руси никак не касался проституции до начала XVIII века, а распутные девы промышляли на вольных хлебах. Первым русским правителем, ужесточившим меры против куртизанок и их деятельности, был Пётр I. Именно он приказал закрыть все публичные дома, которые находились на расстоянии пушечного выстрела от военных казарм...
К тому же, девушек, которых удавалось застать с солдатами, в те суровые времена отправляли на каторгу. Уже при других правителях Российской Империи вышли и новые законы. Так, Екатерина Великая всех держателей публичных домов велела немедля сажать за решетку, а Павел I куртизанок из Москвы и Петербурга отправлял на ссылку в Иркутск.
Однако значительного эффекта на обстоявшие на Руси дела эти диктаторские законы вовсе не оказывали. Одних жриц любви репрессировали, им на смену приезжали другие юные провинциалки. Бордели, работавшие подпольно, имели просто бешеную популярность. А военные лекари продолжали лечить солдат от такой распространённой французской болезни...
Тогда императору Николаю I в отчаянии пришлось легализовать проституцию в 1840 году, чтобы тотально контролировать эту напасть. Над куртизанками Российской Империи был установлен жёсткий надзор. Осенью 1843 года учредил Врачебно-полицейский комитет, который управлял делами по контролю за представительницами древнейшей профессии.
Паспорт проститутки сдавали, а взамен главного документа получали заменительный билет, который в народе стали называть жёлтым. Это была своего рода книжечка, состоящая из 8 страниц, где были расписаны правила поведения гулящих девок, а также даны указания для владельцев публичных домов. Те девушки, кто получал желтый билет не имели права на какую-либо другую деятельность. Вернуть же обратно обычный паспорт было практически невозможно.
Ниже представлена выдержка из «Правил содержательницам»:
«2. Открывать бордель разрешается только женщинам от 30 до 60 лет, благонадежным.
8. В число гулящих в бордели не брать девок младше 16 лет…
10. Долговые претензии содержательницы на публичных девок не могут служить препятствием к оставлению должниц публичного дома…
20. Содержательница несет строгую ответственность за доведение живущих у нее гулящих девок до крайнего истощения неумеренным употреблением…
22. Содержательницам запрещено по воскресным, праздничным дням и с Страстную неделю принимать посетителей до окончания обедни.
23. Мужчин несовершеннолетних, как и учеников каких-либо заведений ни в коем случае нельзя впускать в бордели».
Публичные дома того времени были разделены на 3 категории. Наиболее престижные бордели за ночь выставляли ценник в 12 рублей, а куртизанки их таких домов не обслуживали более семи мужчин в сутки. В таких борделях носили шелка, гулящие девки носили дорогие перстни и браслеты.
В публичных домах средней категории девушки стоили уже около шести рублей. А для того, чтобы провести страстную ночь в дешёвом доме терпимости хватало и 50 копеек. Только в последних в качестве кроватей выступали соломенные настилы.
Заменительный (желтый) билет был не единственным документом проституток в Российской Империи. Девкам также выдавали медицинский билет. Его брали с собой при регулярных осмотрах у лекарей. В том же документе проставляли отметки об оплате госпошлины.
В 1903 году были внесены некоторые поправки. Так, минимальный возраст для гулязих девок подняли до 21 года. Уже на тот момент на территории России было зарегистрировано около 2400 борделей, а в 1889 году их насчитывалось меньше в два раза. На одну тысячу жителей Петербурга приходилось больше трех проституток, а в Москве - больше в пять раз. И это только согласно зарегистрированным данным. На деле их могло быть гораздо больше.
К слову, вовсе не каждая женщина, которая зарабатывала себе на жизнь древнейшей профессией, носила статус куртизанки. Были и «безбилетные» работницы в большинстве своём крестьянского происхождения. Они публиковал объявления о своих услугах в газетах. Такие девки тысячами пребывали на крупнейшие ярмарки, дабы развлечь состоятельных купцов.
Безбилетницы жили в условиях серьёзной конкуренции, ведь были ещё девушки, которые работали в театрах. У этой категории девок в контрактах среди обязанностей прописывалось «ужинать» с гостями после спектаклей. А вот вместо ресторанов девушек и почетных гостей ждали специально оборудованные в кабаре уединенные кабинеты.
А вот представительницами особой касты были содержанки. Нередко в народе их называли также камелиями, по мотивам с персонажем произведения Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Содержанками были, как правило, иностранки, которые вели буржуазный образ существования.
«Просыпались они поздно, — писал анонимный автор «Очерка проституции в Петербурге», — катались по Невскому проспекту в каретах и красовались во французском театре».
Так или иначе, в обществе к представительницам древнейшей профессии относились хоть и с высокомерие, но без всякого унижения. Подавляющее большинство осознавало, что занимаются гулящие девки таким делом уж точно не от хорошей жизни. А некоторые авторы и вовсе в какой-то степени романтизировали эту профессию. Например, Горький и Куприн. Окончательно под запрет проституция попала только после Октябрьской революции и установления советской власти.