Статьи 3 года назад

Какой была эротика в Советском Союзе: расскажем и покажем на примере работ фотографа Николая Бахарева

Бахарев работал обычным слесарем на металлургическом комбинате, а фотография была его подработкой. Так, в свободное от работы время он снимал людей на пляжах. Спустя некоторое время его работы стали популярны и обсуждаемы не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Они даже вошли в программу 55-й Венецианской биеннале и были выставлены на Международных фотографических встречах в Арле, которые прошли в 2013 году.

Родился фотограф в 1946 году недалеко от города Кемерово, в селе Михайловка. В раннем детстве осиротел и попал в детский дом. После его окончания устроился работать слесарем на завод в Новокузнецке. Все выходные он проводил за занятиями фотографией. Иногда моделям настолько импонировал его творческий подход, что они приглашали его поснимать к себе домой. В таких случаях фотографии давали потрясающие результаты: снимки были буквально заряжены эротической энергией.

«Независимая газета» и вовсе прозвала Николая «Русским Хельмутом Ньютоном» за его тягу к фотографиям с обнаженными моделями. Стилистического сходства у этих мастеров, впрочем, нет. Однако их фотоработы определяли как эротические.

Новокузнецкую школу фотографии, помимо Бахарева, представляют такие мастера, как : Владимир Воробьёв и Владимир Соколаев (входили также в творческое объединение «ТриВА», которое прекратило существование «за распространение идеологически вредных фотографий»). Сам фотограф говорит о своем ремесле:

«Некоторые модели с пляжей были впечатлены моими работами и охотно соглашались позировать у себя дома. Так появились фотоциклы "В интерьере", "Вместе", "Диванчик", "Развлечение" и прочие. В ходе работы, которая порой занимала около 6 часов, имели место особые отношения, которые и давали те самые результаты. Они, в свою очередь, и отличали мои работы от тех же публикаций журнала "Советское фото".

К слову, идеи для фотографий принадлежали не мне, а заказчикам. Через эти сюжеты и можно прочувствовать представления моделей о том, какими бы они хотели себя запечатлеть на "долгую память". Моя роль в этих фотосессиях состояла лишь в том, чтобы все оформить эстетически и настроить правильное освещение. А в итоге выходило успешно передать ту самую интимность, которую считали недостойной для отображения в искусстве. Оно считалось чем-то низменным и примитивным. Хотя, и в книгах, и в кинематографе такие сюжеты встречались нередко».

Фотографии Бахарева можно условно разделить на приватные и публичные. Первые отличаются тем, что на них позируют женщины или пары в домашних условиях, а на вторых - группы людей, отдыхающих на пляжах или в лесу. В 60-70-е годы снимать обнаженку было незаконно. А подработка в качестве пляжного фотографа позволяла слесарю получать неплохие деньги за то, что он мог позволить себе изображать моделей более раскованно, чем полагалось в то время.

С 1991 года Николай Сергеевич стал членом Союза фотохудожников России. Падение железного занавеса ознаменовало распространение его работ по российским и заграничным выставкам и конкурсам, они пополняли музейные и частные коллекции в России и Америке.

В кадрах этого фотографа времен СССР отображены не только обнаженные тела моделей, но и чувства и эмоции, а иногда и фантазии людей из промышленного городка. Так, Аарон Шуман, критик, фотограф и куратор из Штатов, написавший текст к книге с работами Бахарева рассказал:

«Было бы весьма несложно описывать эти снимки лишь как порнографические фантазии пошлого старика-фотографа, но в них таится что-то гораздо более значимое. Во взглядах его моделей, в их искреннем порыве, в любопытстве и домашней обстановке есть что-то, что выходит за границы видимой сексуальности, вуайеризма и обычной титиляции».


Поделиться

Почитать ещё